Организационное развитие

Министерства и акиматы - это организации, и как в любой организации у них есть внутренние факторы повышения эффективности работы. Блок «Организационное развитие» создан для стимулирования таких внутренних факторов. На данный момент в этом блоке оценивается, как государственный орган использует ИТ-системы в своей работе и как управляет персоналом. 

Методика по оценке эффективности организационного развития  государственных органов

    

https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2000019950

Управление персоналом

Оценка эффективности по направлению "Управление персоналом" осуществляется уполномоченным органом по делам государственной службы по следующим критериям:

  • Чистая сменяемость персонала

Оценка по данному критерию основывается на данных Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции о движении кадров в государственных органах. Частая смена персонала, и тем более его уход из системы государственной службы, сигнализирует о плохих условиях работы. Кроме того, смена персонала может быть косвенным проявлением командных перемещений, когда руководитель ведомства приводит с собой целую команду сотрудников, что снижает эффективность работы государственного органа из-за отсутствия последовательности и преемственности действий. Таким образом, чем выше сменяемость, тем ниже балл. Максимальные 20 баллов получают те государственные органы, где показатель чистой сменяемости.

  • Переработки в государственном органе

Оценка центральных государственных органов по данному критерию проводится на основе данных автоматизированной электронно-пропускной системы. В местных исполнительных органах она проводится на основе результатов опроса и ответов сотрудников о том, что они задерживаются постоянно или часто. Оценка государственных органов по этому критерию позволяет замерить, насколько эффективно поставлена организация рабочего процесса. Любые отклонения от нормальной продолжительности рабочего дня: переработки, выходы в праздничные и выходные дни - говорят о некачественном планировании и организации работы. Таким образом, максимальные 20 баллов по этому критерию получают те государственные органы, где отмечается наименьшее количество случаев переработок.

  • Вовлеченность персонала

Оценка по данному критерию проводится на основе результатов опроса государственных служащих. Критерий «Вовлеченность персонала» оценивает отношение государственных служащих к своим обязанностям, уровень их мотивации и созданные условия труда в государственном органе.

Оценка по критерию «Вовлеченность персонала» зависит от того, насколько удовлетворены сотрудники государственного органа по следующим параметрам:

- как учитываются их основные потребности (максимум – 10 баллов);

- чувствуют ли они поддержку руководства (максимум – 10 баллов);

- как происходит взаимодействие с коллегами (максимум – 10 баллов);

- есть ли у них возможности для профессионального роста (максимум – 10 баллов).

  • Укрепление меритократии

Оценка по данному критерию проводится на основе отчетных данных государственных органов и результатов опроса государственных служащих.

Здесь учитывается, во-первых, прозрачность конкурсных процедур при принятии сотрудников на работу, во-вторых, мнение государственных служащих о том, соблюдаются ли при повышении принципы меритократии. Максимальный балл получает государственный орган, где процедуры принятия на работу и продвижения на вышестоящие должности максимально прозрачны и не вызывают недовольства его работников.

Применение информационных технологий

Оценка по данному направлению проводится с целью повышения эффективности применения ИКТ технологий в сфере государственного управления, а также для стимулирования процесса перевода государственных услуг в электронный формат. Применение информационных технологий способствует сокращению трудозатрат, бумажного документооборота, повышению прозрачности действий государственных служащих (за счет того, что все действия в системе фиксируются). Для совершенствования функционирования государственных органов разрабатываются специализированные информационные системы. Есть системы ведомственные – направленные на деятельность конкретного государственного органа (к примеру, Е-Собес), есть межведомственные – связывающие все государственные органы между собой (ЕСЭДО – единая система электронного документооборота).

Источником информации для проведения оценки являются отчетные данные, предоставляемые оцениваемыми государственными органами.

Операционная оценка по направлению "Применение информационных технологий" осуществляется по следующим критериям:

 1) наполнение архитектурного портала;

 2) интеграция информационных систем государственных органов;

 3) актуальность сведений, содержащихся в информационных системах и базах данных;

 4) наличие неиспользуемых информационных систем и баз данных;

 5) автоматизация функций государственных органов;

 6) доля местного содержания в информационных системах государственных органов.

 Примечание: показатель "Доля местного содержания в информационных системах государственных органов" применяется при оценке на период с 1 января 2020 года.